Обсуждение проекта стратегии развития страхования, в том числе позиция Министерства экономики (в итоге, так к участию в данном вопросе и не допущенного)
Сегодня,
15 апреля 1998 г.
Минфин хотел сделать из страхового бизнеса запасной государственный кошелек 1373 просмотра
Если не сказать скоропостижно, для правительственного безвременья в прошедшую субботу собралась комиссия по экономической реформе (КЭР).
Понятно было бы, если основной вопрос был бы сверхсрочный. Но комиссия рассматривала программу развития системы страхования — важную, но не "пожарную" тему. Впрочем, возможно, именно во времена правления врио имеет смысл пытаться решить наиболее спорные вопросы. Спор же серьезный: о том, что должен из себя представлять рынок страхования в стране. Две противоположные точки зрения озвучивают Минэкономики и Минфин. "Министерство экономики рассматривает страховой рынок с точки зрения инвестиционных возможностей для экономики и потому полагает, что именно оно должно быть главным в разработке таких макроэкономических программ, — заявил "Сегодня" замминистра финансов Василий Ковалев, — Я с этим не согласен, я отношу страхование к сфере финансовых услуг и финансовой деятельности. И считаю, что именно Минфин должен руководить развитием рынка и защищать имущественные права граждан, предприятий и государства". Однако предложения Минфина по развитию системы страхования не были приняты — слишком многие страховщики увидели в них угрозу своему бизнесу. Очевидно, что это только тонкая "обложка" позиций. Страховой рынок нельзя разделить на "инвестиции" и "финансовые услуги": он есть и то, и другое. И в этом смысле Минфин и Минэкономики одинаково важны как управляющие структуры. Предмет спора, очевидно, в другом: подход двух министерств к развитию страховой системы противоположен. Минфин предлагает заниматься в основном обязательным страхованием. Минэкономики полагает, что абсолютный приоритет должны получить меры, направленные на развитие добровольного страхования. Для значительной части страховщиков пропорция между добровольным и обязательным страхованием — вопрос жизни и смерти. Есть фирмы, которым выгодно развитие обязательного страхования, например различные ведомственные страховые компании, которые успешно наращивают мускулы под государственной опекой. Им чем больше "обязаловки" и упомянутой защиты Минфина, тем лучше. Сектор обязательного страхования растет завидными темпами и составляет уже 40% рынка (по сравнению с 6% в 1992 году). Рынок же добровольного страхования, по оценке страховщиков, тоже не умирает. Однако не благодаря общегосударственной заботе, а вопреки — за счет региональных инициатив и проектов. Особой государственной заботы по развитию добровольного сектора рынка страховщики пока не ощущают. Между тем за этой формой страхования будущее. Наверное, можно было бы подождать ее до 2000 года, как это предлагает Минфин в своей программе, но уже в 1999 году, согласно программе вступления в ВТО, российский рынок будет открыт для иностранных компаний. И без создания инфраструктуры и нормативной базы для работы по добровольному страхованию наши страховщики могут упустить значительную часть рынка. "Государство не выполнило своих обязательств по части создания стимулов добровольного страхования", - полагает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. С этой точкой зрения согласны все ведущие страховые компании. Минфин же не скупится на предложения именно по обязательному страхованию. Так, на КЭР было предложено понизить уровень принятия решения о введении обязательных видов страхования. Попросту говоря, вводить обязательные страховые платежи не законодательным порядком, а постановлениями правительства, выпуск которых легче контролировать. По мнению главы Рабочего центра экономических реформ Владимира Мау, это предложение могло быть инициировано только самими страховщиками (частью страховщиков), и, конечно, ни в коем случае не может быть принято. Если принимать некие решения о расширении сектора обязательного страхования, отметил г-н Мау, то обязательно с усилением мер по демонополизации рынка. Обязательные страховые платежи - это все равно форма налога. Но нужно иметь право выбирать, кому их платить, полагает Владимир Мау. Взгляд же Минфина на этот вопрос, увы, противоположный. Взять хотя бы скандалы вокруг Фонда социального страхования (см. "Сегодня" от 7 апреля), в который в нарушение закона загоняют аналогичные профсоюзные фонды. По мнению Василия Ковалева, упорядочение обязательных видов страхования следует понимать так: "...чтобы ни у кого не возникало желания создать себе какой-нибудь фондик и им управлять". Желания же самого Минфина, очевидно, другие: обязательных платежей — максимум, всех их — в один фонд, фонд — в распоряжение Минфина. Очень удобно иметь под рукой этот запас страховых денег, чтобы, например, затыкать им дыры в Пенсионном фонде, как это делается сейчас время от времени. Но к развитию страхового рынка это имеет очень слабое отношение. Фактически выстраиваемая Минфином система напоминает создание второй государственной казны. По решению прошедшей комиссии по экономической реформе вопросами развития страховой системы теперь займется Межведомственная комиссия по вопросам страхования при правительстве под руководством Евгения Ясина. За ближайший месяц комиссия должна проработать три вопроса: по налоговым льготам, протекционистским мерам и, главное, пропорциям добровольного и обязательного страхования. Главное, что по каждому пункту новой программы появятся расчеты. По мнению Владимира Мау, созданная концепция развития страховой системы все равно будет слагаемым интересов большого числа противодействующих сил. Насколько "силы", в том числе Минфин, будут готовы к компромиссам, будет понятно примерно через месяц, по завершении первого этапа работы комиссии под руководством г-на Ясина.
Ю. УЛЬЯНОВА
Вся пресса за 15 апреля 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
Названы хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
«Автоподставщики» стали фигурантами уголовных дел в Красноярске
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты, 15 января 2025 г.
Аферисты из Красноярска заработали 2,7 млн рублей на подставных ДТП
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 15 января 2025 г.
Жители Свердловской области потратили на страховки 38 миллиардов
|
|
IT Channel News, 15 января 2025 г.
Авито Работа: за 2024 количество вакансий с ДМС выросло в 2,7 раза
|
|
Autonews.ru, 15 января 2025 г.
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3
|
|
Финмаркет, 15 января 2025 г.
Сборы агростраховщиков РФ выросли в январе-сентябре на 4,2%, выплаты удвоились - ЦБ
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Страховщики рассказали о наиболее частых причинах обращений туристов в каникулы
|
|
ТагилСити, 15 января 2025 г.
Страховая компания отказалась выплачивать 230 тысяч за разбитый груз свердловчанина
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 15 января 2025 г.
В Кургане на организаторов инсценировок ДТП завели новое дело о мошенничестве
|
|
РИАМО, 15 января 2025 г.
Страхование спасает: как природные катаклизмы влияют на оформление полисов
|
 Остальные материалы за 15 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|